Маяки Кронштадта – достопримечательности, труднодоступные, а потому таинственные и манящие. В мире, где спутниковые системы навигации заменили каменные башни, льющие в ночи спасительный свет, маяки – почти недосягаемая мечта.
Встречаются береговые – то есть указывающие на мысы и мели, – и морские маяки, построенные на островах или искусственных насыпях посреди водной глади.
Двух одинаковых маяков в одной акватории отыскать невозможно – по конфигурации, высоте, яркости и частоте светового сигнала все они различаются, облегчая морякам точнее находить правильный курс.
Морская крепость Кронштадт начала обрастать маяками почти с самого своего рождения. На гербе Кронштадта неслучайно изображён маяк. Основатели города-порта понимали, что развитие мореходного дела, чему способствовало строительство Кронштадта на острове Котлин, невозможно без заботы о безопасности навигации. К сожалению, ныне большая часть маяков Кронштадта исключена из списка стратегически важных и находится в нерабочем состоянии.
Например, деревянный маяк на оконечности причала Усть-Рогатка. Белый он только с трёх сторон. Четвёртая грань, как и положено, выкрашена в ярко-красный цвет. Снаружи маяк деревянный, внутри – каменный. В навигационных картах называется – задний створный маяк Большого Кронштадтского рейда.
Самый легендарный морской маяк близ Кронштадта – Толбухин. В далёком 1718-м его эскиз собственноручно набросал император Пётр I. Через год деревянная башня на окончании Котлинской косы была построена. Сегодня этот могучий исполин, возвышающийся среди серых вод, отлично просматривается с западной оконечности острова Котлин. Первоначально назывался “Котлинским”. Имя первого коменданта Кронштадта, начальника гарнизона форта Кронштлот, полковника Фёдора Толбухина маяк получил в 1736 году.
И хотя маяк на Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге был зажжён раньше, можно смело утверждать, что именно с постройки Толбухина маяка началась история российских маяков на Балтики.